НОВОСТИ

В КАННЕ ПРЕДСТАВИЛИ ‘ГЛОБАЛЬНЫХ РУССКИХ’

19 мая 2019 года в Российском павильоне на 72-м Каннском международном кинофестивале прошла презентация Global Russians 2019. Альманах российских короткометражных фильмов компания РОСКИНО составляет каждый год, автор и куратор проекта, созданного в 2011 году - генеральный директор РОСКИНО Екатерина Мцитуридзе. В разные годы в качестве приглашенных кураторов Global Russians выступали сценарист и режиссер Алексей Чупов, кинокритики Андрей Плахов, Виктор Прокофьев, продюсеры Иван Лопатин и Дмитрий Якунин.

В этом году альманах составлен из 6 картин в Инстаграм-формате (хронометраж 60 секунд) на тему «Милосердие - капитал будущего», снятых специально для мультиформатного инклюзивного проекта «Кинообразование без границ». Участники проекта лично представили свою работу на презентации в Российском павильоне, а также получили возможность обмениваться опытом с коллегами, встречаться с профессионалами индустрии, находить партнеров для будущих проектов.

Проект «Кинообразование без границ» организован РОСКИНО при поддержке Сбербанка и направлен на вовлечение людей с ограниченными возможностями в индустрию творческих профессий. Кстати, накануне этой презентации, в Российском Павильоне прошла пресс-конференция по фильму Кирилла Михановского Give me liberty, в котором участвовала исполнительница главной роли Лоло Спенсер, девушка с ограниченными возможностями, передвигающаяся исключительно на коляске восхитила своей первой ролью в кино профессионалов и получила новые предложения сниматься.

Екатерина Мцитуридзе, генеральный директор РОСКИНО:

«Я еще раз хочу поблагодарить Сбербанк за поддержку нашего проекта «Кинообразование без границ»: идея того, что такие инициативы нужны, в России только приживается. Мы обязательно будем ее развивать, и у нас запланирован ряд событий в Москве – ретроспектива фильмов о героях, которые сталкиваются с трудностями, мастер-класс, панельная дискуссия. К сожалению, в кино становится все больше коммерции, все больше разговоров о бокс-офисе и все меньше — о человеке. Тема милосердия важна. Фильм, который не дает надежды, никакого проблеска в конце, вряд ли останется в поколениях. Это очень сложно – снимать истории про людей, жизнь которых тяжела, не похожа на остальных, но делать так, что с фильма выходишь окрыленным, это особое мастерство. Судя по восторженному приему гостей павильона, во всех маленьких картинах ‘Милосердие _капитал будущего’, которые мы создали и которые показываем сегодня, есть живая душа. Ей и аплодировали».

Как и накануне на выступлении молодых российских продюсеров, павильон дал площадку кинематографистам, только начинающим свой профессиональный путь: все фильмы сняты студентами мастерской Николая Лебедева в Высшей школе кино «Арка» при Высшей школе экономики. В альманах вошли фильмы Антона Шебанова, Ольги Тарасовой, Вячеслава Ширяева, Ирины Садчиковой, Елены Нодель, Заура Цогоева. Режиссеров, лично приехавших на фестиваль показать работы, представляли генеральный директор РОСКИНО Екатерина Мцитуридзе и режиссер, сценарист, руководитель мастерской в Высшей школе кино «Арка» при Высшей школе экономики Николай Лебедев. В начале встречи выступила одна из основателей киношколы «Арка» Кристина Волошина:

«Сердечное спасибо РОСКИНО и лично Кате Мцитуридзе за проделанную работу, за индивидуальный подход к каждому студенту и его работе. Спасибо Николаю Лебедеву за всю душу, что он вложил в ребят. Спасибо всем нашим участникам за их труд. И Сбербанку за поддержку нашего проекта. Мы будем показывать его на многих площадках».

Николай Лебедев - один из самых успешных российских режиссёров, известный блокбастерами «Легенда 17», «Экипаж», «Звезда», с каждым своим студентом проходит все этапы подготовки картины от сценария до монтажа. Основная цель курса — развитие творческой индивидуальности и поиск «своего почерка».

Николай Лебедев, режиссер, сценарист, руководитель мастерской в Высшей школе кино «Арка»:

«Замечательно, когда двери в профессию распахиваются на крупнейшем международном фестивале. Я очень рад, что выпускники моей режиссерской мастерской получили возможность оказаться в Канне и делом доказать, на что способны. Это талантливые, пылкие, ищущие люди. Я надеюсь, у них впереди большой и яркий путь. Спасибо дирекции Каннского фестиваля и кинорынка за такую замечательную площадку, открытую для участников со всего мира, и спасибо ребятам из РОСКИНО и лично Кате Мцитуридзе за поддержку новых имен и за шанс, который дается ребятам. Они не подведут!»

Программу Global Russians на тему ‘Милосердие - капитал будущего’ формировало жюри в составе Екатерины Мцитуридзе, кинообозревателя телеканала «Дождь», куратора программ Центра документального кино Дениса Катаева, кинокритика и старшего редактора сайта КиноПоиск Василия Корецкого, кинокритика, куратора, программного директора международного кинофестиваля дебютов «Дух огня» Бориса Нелепо, кинокритика и редактора отдела культуры Lenta.ru Дениса Рузаева.

«Для меня нет разницы между полным и коротким метром. Фильм есть фильм. У нас получилась просто замечательная репрезентативная выборка, картины получились абсолютно разными, но все они заслуживают особого внимания», - говорит Борис Нелепо.

«Неважно, каков хронометраж кино и как оно снято – даже на айфон. Можно даже сказать, что это тренд современного кино.И Российский павильон идет в ногу со временем. Я считаю, что все остальные режиссеры скоро к нам подтянутся», - отметил Денис Катаев.

«Каннский фестиваль был бы очень динамичным, если бы все фильмы были по 60 секунд. Из-за такого хронометража сразу становится яснее качество режиссуры. Но и кроме шуток, хочу заметить, что очень высокий уровень был не только в выбранных шести работах. Выбор был хоть и единогласным, но очень сложным», - рассказал о выборе работ для альманаха Денис Рузаев.

Антон Шебанов представил фильм «Заряд». Это кино об очень современной проблеме зависимости от гаджетов. Как говорит сам режиссер, «уходя в мир технологий, люди не замечают того, что на самом деле важно». По признанию режиссера, главная сложность в работе заключалась в создании абстрактной реальности с яркими, запоминающимися персонажами, не похожими на обычных жителей мегаполиса. «Кино для меня - не бизнес и не работа, а необходимость, — сказал Антон Шебанов на презентации. — Крайне важно иметь возможность рассказывать истории, создавать миры и так общаться с большим количеством людей. Поэтому я со всей ответственностью отношусь к исключительной возможности быть включенным в этот альманах на таком значимом в мире кино мероприятии».

Антон Шебанов сразу после презентации получил предложение снять продолжение своей маленькой истории но в полнометражном формате.

Действие короткометражного фильма Заура Цогоева «Кража» происходит ночью - два грабителя в масках вскрывают квартиру с целью наживы. Хозяином квартиры оказывается слепой ветеран Великой Отечественной Войны. «Для меня участие в таком проекте — это новый опыт, новые знания, новые возможности, — говорит режиссер. — А самое главное, что труд тех людей, в которых живет дух кино и благодаря которым у меня появилась такая возможность, был не напрасным».

Благодаря лаконичности кадров, актёрским работам и музыкальному оформлению, «Кража» произвела сильное эмоциональное впечатлении на участников презентации.

По сюжету 60-секундного фильма «Кукла Надя» две девочки на прогулке находят куклу без ноги. Одна из них выбрасывает ее, потому что считает, что безногая кукла никому не нужна. А вторая поднимает куклу и забирает к себе домой, показать маме. Последняя сцена с мамой вызвала у всех неподдельные слезы сочувствия. По мысли режиссера Елены Нодель, в детях сочувствие к другим людям важно развивать с самого раннего возраста, ведь дети – наш главный капитал. «Сценарий фильма родился как-то очень быстро, на одном дыхании. У меня всегда к горлу подступает комок, когда я его перечитываю. В инстаграм-формате главное краткость и чистота кадра, отсутствие перегруженности, - рассказала Елена. - Я очень рада быть включенной в альманах. Это для меня щедрый аванс, и я постараюсь оправдать оказанное мне доверие».

Минутный фильм «Повторение» охватывает несколько десятилетий: завязка происходит на излете СССР, а развязка в наши дни. Работа режиссера Вячеслава Ширяева - о проблеме отцов и детей, но не о разности их мировоззрений, а о балансе отдачи и получения. Во время обсуждения фильма зрители отметили музыку, звучащую в фильме: ее специально для проекта написал начинающий композитор Олег Берков-Синюков. «Для меня включение в программу Global Russians - отличная возможность узнать что-то о себе самом, - признался Вячеслав Ширяев. - Могу или нет сказать что-то важное? Нужно ли мне вообще заниматься кинематографом? Люди творческие - всегда сомневающиеся. Развеять сомнения способен именно такой смотр, как Каннский кинофестиваль. Если отзывы на мою работу будут хорошими - я получу дополнительный импульс к дальнейшей самореализации в кино».

Гости презентации развеяли сомнения Вячеслава своими тёплыми аплодисментами и засыпали вопросами о главных героях. Как выяснилось один актёр играл целых три роли.

Идея снять историю о глухом мальчике, который дирижирует настоящим оркестром, появилась у режиссера Ольги Тарасовой после прочтения романа Йозефа Рота «Иов». Так получился фильм «Пожалуйста, повернись ко мне». Дирижер Владислав Лаврик согласился сняться в роли самого себя, Российский национальный оркестр решил бесплатно участвовать в съёмках полным составом, так что с учетом всей группы в минутном фильме приняло участие более 80 человек. На презентации присутствовала продюсер Мария Чемберлен, и вместе с режиссером и кураторами проекта они выразили огромную признательность всему оркестру. Фильм особенно растрогал гостей павильона, в том числе иностранных. Представитель из Алжира, который участвует в кинорынке в Канне в первый раз, признался, что для него эта короткометражка в который раз доказала, что такие истории про людей с ограниченными возможностями очень важны. И неважно, откуда ты – из Африки, из Европы или любой другой страны. «Герой нашего фильма пробивается к нам симфонией Шостаковича, - говорит Ольга Тарасова о замысле фильма. - Наверное, поэтому и актриса в роли мамы заплакала на съемках по-настоящему». Ольга посвятила фильм своему кузену Денису, который передвигается с помощью инвалидной коляски с самого детства.

Фильм «Ученик» рассказывает о студенте, неудачно сдавшем экзамен в университете. Преподаватель ставит вопрос об его отчислении. Проходит 20 лет, молодой человек возвращается в тот же университет, но уже в качестве ректора. Ему предстоит сократить персонал и решить, что делать с тем самым преподавателем. Режиссер Ирина Садчикова говорит, что создание фильма в Инстаграм-формате похоже на любое производство – даже 60-секундный фильм требует сценария и планирования работы на площадке. «Идея моего проекта проста: милосердие – это круговорот, - сказала режиссер на презентации. – Если вы помогаете кому-то, не ожидая ничего взамен, помощь придет к вам в самый нужный момент и от неожиданного человека. Участие в проекте Global Russians – большая честь, возможность окунуться в мировую киноиндустрию, познакомиться с последними тенденциями. За этот огромный аванс хотелось бы поблагодарить Екатерину Мцитуридзе, которая поверила в нас, и мастера Николая Лебедева, который всегда был рядом».

В конце презентации Екатерина Мцитуридзе подарила Николаю Лебедеву первый экземпляр уникального альбома фотографий «Москва в движении», над которой РОСКИНО и Антон Ланге работали полтора года. Книга сделана в поддержку Московской кинокомиссии за 120 съемочных дней в течение четырёх сезонов. Подарив альбом Екатерина отметила, что благодарна Николаю за талантливых учеников, и за то, что он сам нашёл возможность оторваться от сложнейшей работы и прилететь в Канн на два дня. С согласия Николая Екатерина раскрыла секрет проекта над которым он сейчас работает _ это драма «Нюрнбергский процесс», сценарий которого Николай дописывает в эти дни.

Николай Лебедев: «Я работаю сутки и мне казалось презентация и без моего присутствия пройдёт прекрасно, но я абсолютно счастлив, что вырвался и окунулся в эту невероятную атмосферу и увидел своими глазами с какой любовью, с каким уважением относятся и Катя и вся ее команда к каждому из молодых режиссёров. Это бесценно. И сама атмосфера Каннского фестиваля и настроение в Российском павильоне вдохновили меня настолько, что я прямо здесь дописал ключевые сцены фильма. Рад за моих студентов, за их талантливые работы, за то, что им помогли сделать первый шаг в таком невероятном месте и благодарю Катю, которая помогала каждый фильм доводить до почти идеального состояния.»

Представительство российской делегации на 72-м Каннском международном кинофестивале и кинорынке Marché du Film (14 - 25.05.2019) организовано РОСКИНО при поддержке Министерства иностранных дел РФ, Министерства культуры РФ, мецената Сэра Леонарда Блаватника и компании «Аэрофлот».

Дополнительная информация:

Пресс-служба ROSKINO

Андрей Карташов,

+7 921 326 22 95

andy.kartashov@gmail.com

Наталья Адамова

+7 926 222 68 80

adamova.natalia3@gmail.com